
«У нас привыкли считать что преподавание – это что-то возвышенное. Учитель – это миссия. Еще в советские времена он должен был воспитывать патриотов. И эта работа была никак не связана с деньгами. Зарабатывать на образовании? Да вы что, это почти святотатство. И эти взгляды прочно засели в сознании многих учителей».
Ситуация начала меняться с ростом популярности EdTech проектов. Их создатели разрабатывают продукт, который нужно продвигать и продавать. Конечно, при этом у них есть миссия мир сделать лучше, а образование – более доступным. Но, в первую очередь, это бизнес. Время и развитие технологий стало диктовать свои правила. Учитель перестал быть единственным источником знаний. Теперь он конкурирует с Google и образовательными платформами.
Как перевернуть класс
Из-за того, что многим ученикам стало проще задать вопрос своему планшету, чем преподавателю, начали меняться учебные методики. Например, появилась система перевернутого класса. Если раньше учитель на уроке долго объяснял новую тему, а потом давал домашнее задание, то в этом методе все построено ровно наоборот.
Преподаватель рассказывает, в каких источниках можно получить информацию, а ученики сами изучают предмет в удобном им формате. Затем они возвращаются в класс и отрабатывают полученные навыки, выполняя с учителем задания. Один из главных плюсов этого метода – учитель сохраняет свой авторитет в учебном процессе. И ему для этого нужно просто поменять свои функции.
Еще один вызов, с которым столкнулись учителя с приходом технологий, – клиповое сознание. И дети, и взрослые сегодня привыкли получать информацию маленькими порциями. Слушать длинную лекцию многим сложно. Намного проще посмотреть по заданной теме небольшой ролик, прочитать статью и пройти тест. Двигаться к результату небольшими шагами. И образованию приходится подстраиваться.
В учебном процессе учитель становится менеджером. Он должен не столько принести новые знания, сколько направить учеников туда, где они могут новые знания получить. И сделать это в удобной им форме, пусть даже она будет интерактивная или геймифицированная. Учитель также должен проверять, хорошо ли усвоена новая информация.
«Да, слово менеджер многих может оскорбить. Особенно в условиях, когда профессию привыкли романтизировать. Но в этом нет ничего плохого. Учитель остается авторитетом, только теперь в его руках, в первую очередь, управление учебным процессом. Он не единственный источник знаний, а человек, который сам дает разные источники».