«У нас при­вык­ли счи­тать что пре­по­да­ва­ние – это что-то воз­вы­шен­ное. Учи­тель – это мис­сия. Еще в совет­ские вре­ме­на он дол­жен был вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тов. И эта рабо­та была никак не свя­за­на с день­га­ми. Зара­ба­ты­вать на обра­зо­ва­нии? Да вы что, это почти свя­то­тат­ство. И эти взгля­ды проч­но засе­ли в созна­нии мно­гих учи­те­лей».

Ситу­а­ция нача­ла менять­ся с ростом попу­ляр­но­сти EdTech про­ек­тов. Их созда­те­ли раз­ра­ба­ты­ва­ют про­дукт, кото­рый нуж­но про­дви­гать и про­да­вать. Конеч­но, при этом у них есть мис­сия мир сде­лать луч­ше, а обра­зо­ва­ние – более доступ­ным. Но, в первую оче­редь, это биз­нес. Вре­мя и раз­ви­тие тех­но­ло­гий ста­ло дик­то­вать свои пра­ви­ла. Учи­тель пере­стал быть един­ствен­ным источ­ни­ком зна­ний. Теперь он кон­ку­ри­ру­ет с Google и обра­зо­ва­тель­ны­ми плат­фор­ма­ми.

Как перевернуть класс
Из-за того, что мно­гим уче­ни­кам ста­ло про­ще задать вопрос сво­е­му план­ше­ту, чем пре­по­да­ва­те­лю, нача­ли менять­ся учеб­ные мето­ди­ки. Напри­мер, появи­лась систе­ма пере­вер­ну­то­го клас­са. Если рань­ше учи­тель на уро­ке дол­го объ­яс­нял новую тему, а потом давал домаш­нее зада­ние, то в этом мето­де все постро­е­но ров­но наобо­рот.

Пре­по­да­ва­тель рас­ска­зы­ва­ет, в каких источ­ни­ках мож­но полу­чить инфор­ма­цию, а уче­ни­ки сами изу­ча­ют пред­мет в удоб­ном им фор­ма­те. Затем они воз­вра­ща­ют­ся в класс и отра­ба­ты­ва­ют полу­чен­ные навы­ки, выпол­няя с учи­те­лем зада­ния. Один из глав­ных плю­сов это­го мето­да – учи­тель сохра­ня­ет свой авто­ри­тет в учеб­ном про­цес­се. И ему для это­го нуж­но про­сто поме­нять свои функ­ции.

Еще один вызов, с кото­рым столк­ну­лись учи­те­ля с при­хо­дом тех­но­ло­гий, – кли­по­вое созна­ние. И дети, и взрос­лые сего­дня при­вык­ли полу­чать инфор­ма­цию малень­ки­ми пор­ци­я­ми. Слу­шать длин­ную лек­цию мно­гим слож­но. Намно­го про­ще посмот­реть по задан­ной теме неболь­шой ролик, про­чи­тать ста­тью и прой­ти тест. Дви­гать­ся к резуль­та­ту неболь­ши­ми шага­ми. И обра­зо­ва­нию при­хо­дит­ся под­стра­и­вать­ся.

В учеб­ном про­цес­се учи­тель ста­но­вит­ся мене­дже­ром. Он дол­жен не столь­ко при­не­сти новые зна­ния, сколь­ко напра­вить уче­ни­ков туда, где они могут новые зна­ния полу­чить. И сде­лать это в удоб­ной им фор­ме, пусть даже она будет интер­ак­тив­ная или гей­ми­фи­ци­ро­ван­ная. Учи­тель так­же дол­жен про­ве­рять, хоро­шо ли усво­е­на новая инфор­ма­ция.

«Да, сло­во мене­джер мно­гих может оскор­бить. Осо­бен­но в усло­ви­ях, когда про­фес­сию при­вык­ли роман­ти­зи­ро­вать. Но в этом нет ниче­го пло­хо­го. Учи­тель оста­ет­ся авто­ри­те­том, толь­ко теперь в его руках, в первую оче­редь, управ­ле­ние учеб­ным про­цес­сом. Он не един­ствен­ный источ­ник зна­ний, а чело­век, кото­рый сам дает раз­ные источ­ни­ки».